Почему мы иногда чувствуем себя некомфортно и плохо? Какие убеждения к этому приводят? И что за потребности скрываются за этими убеждениями? Рассказываю в этой статье.
У нас есть пять базовых эмоциональных потребностей. К ним относятся:
Если у ребенка в возрасте до 12 лет постоянно не удовлетворяется какая-то из этих эмоциональных потребностей, то возникает стойкое искаженное представление о себе и мире. При этом формируется убеждение, что с ним, его потребностями или с миром что-то не так. Эти убеждения мешают человеку адаптироваться. (В схематерапии это называется раннее дезадаптивное убеждение).
Существует 18 мешающих убеждений, которые делятся на 5 групп (schema domains), их описал Джеффри Янг. Каждая группа соответствует какой-то неудовлетворенной потребности.
На этом рисунке изображены эмоциональные потребности и те группы убеждений, которые возникают у человека, если потребности не удовлетворяются.
Мешающие убеждения противоположны эмоциональным потребностям по своему смыслу.
То есть ребенок нуждался в чем-то, но не получал этого. В итоге у него сформировалось стойкое кривое убеждение, что его нужда, окружающая реальность или он сам неправильные.
Возникает, если человек в детстве не мог испытывать надежную привязанность к взрослым. Это приводит к установке, что он не может никому доверять, он одинок и с ним самим все не так. Это создаёт ощущение оторванности, изолированности, отчуждения (disconnection/rejection).
К группе «оторванность» относятся такие убеждения как:
Если человек в детстве не учился быть самостоятельным, то у него возникает убеждение — «я не могу». Он считает себя несамостоятельным и слабым (impaired autonomy and/or performance).
К группе «несамостоятельность» относятся такие убеждения как:
Если человек в детстве не получает уместных отказов и не учится понимать где заканчиваются границы его личности, то у него не формируется навык самоконтроля. Он действует импульсивно, не задумываясь о последствиях. У такого человека складывается нереалистичное представление о том, что ему все можно, он обладает особыми привилегиями. Это подкрепляет его убежденность в том, что он может вести себя как ему хочется, не учитывая обстоятельства (impaired limits).
К группе «распущенность» относятся:
Если человек в детстве не смог научиться самовыражению, то в будущем он не сможет понять и озвучить свои желания, потребности, чувства и эмоции. У него сформируется представление, что «не обращать внимание на себя — нормально». Это подкрепляет его желание быть незаметным и радовать других, даже в ущерб своим интересам (other-directedness).
К группе «подчиняемость» относятся 3 кривых убеждения:
Если человек в детстве не может нормально веселиться играть и быть спонтанным, то у него возникает представление, что «всегда и во всем должны быть рамки, правила и стандарты». Он начинает пытаться контролировать себя и окружающих людей (overvigilance/inhibition).
К группе «сверхконтроль» относятся:
Убеждения, которые сформировались у нас еще в детстве, психика воспринимает как нерушимые правила жизни. А по этому быстро скорректировать их не получится. Но справится с мешающими убеждениями все-таки можно.
Для этого необходимо найти неудовлетворенные эмоциональные потребности и удовлетворить их. Ищите людей, которые будут близки вам по духу. Не бойтесь принимать самостоятельные решения. Не ставьте себя ниже или выше других. Совершайте не только приятные но и полезные поступки. Прислушивайтесь к собственным потребностям, желаниям и ценностям, выражайте их словами через рот. Позвольте себе быть разным. Относитесь к жизни, как к приключению.
Такой подход позволит создать убеждения, которые бы помогали объективно отражать реальность. Подробно об этом вы можете почитать в статье «14 убеждений, которые помогают жить».
Если вы чувствуете, что самостоятельно справиться с этой задачей трудно, то вы всегда можете обратиться за помощью к специалисту, который знаком с когнитивно-поведенческой психотерапией и схематерапией.
Список литературы:
Янг, Клоско, Вайсхаар: Схема-терапия. Практическое руководство. 2020 г.
Арнуд Арнтц, Гитта Якоб: Практическое руководство по схема-терапии 2016 г.
МИСТ Статья «Схемы: дезадаптивные и позитивные»
Еще материалы по теме: