Психотерапевтическое консультирование — процесс взаимодействия клиента и психотерапевта, где я психотерапевт, а вы — клиент.
Консультации — это специальные встречи, где мы решаем задачи, с которыми вы обратились.
Успех консультирования зависит от двух вещей: контакта и контракта.
Контакт — ваша эмоциональная безопасность, которую я обеспечиваю: активно вас слушаю, информирую о правилах и эмоционально поддерживаю.
Контракт — это условия для ваших изменений. Их мы прописываем вместе. В контракт входит пять важных составляющих:
Это обязательное условие, чтобы процесс психотерапии состоялся. «В чем подвох?», — спросите вы. Я ведь пришел на терапию и я клиент, все вроде просто. Если вы пришли и просите помочь — вы еще не клиент. Но становитесь им, когда:
Заказ — конкретная задача, которую вы хотите решить с моей помощью. Важно хорошо продумать, какой результат вы хотите получить в конце терапии и как он должен выглядеть. Также у заказа должны быть критерии, по которым вы поймёте, что он исполняется.
Например, вы пришли с тревогой, она вас беспокоит. Заказ будет выглядеть так:
Не обязательно формулировать заказ заранее. Мы можем сделать это вместе на консультации.
Сеттинг - это условия встреч, с помощью которых можно легко управлять процессом терапии. И вы и я четко видите и понимаете что мы делаем, как и зачем. Правила создают безопасную среду для экспериментов и проявления чувств.
В сеттинг входит:
1. Продолжительность встречи — 60 минут, из них 50 минут занимает психотерапия и 10 минут нужно на подведение итогов и планирование следующей встречи. Если вам не хватает времени, то мы можем заниматься 1,5 часа или проводим сдвоенные встречи по 120 минут. Удобное для обеих сторон время подбирается и закрепляется за вами в одни и те же дни недели и часы. Так мозг привыкает к расписанию. У вас возникает ощущение предсказуемости и безопасности и оба участника терапии могут планировать свои графики.
2. Частота встреч — зависит от тяжести задачи, которую мы с вами решаем и от тяжести вашего состояния. Обычно консультация проходит раз в неделю. Если у вас тяжелая ситуация, то мы можем встречаться два или три раза в неделю. А если это профилактические встречи или завершение курса, то два раза в месяц.
3. Продолжительность курса психотерапии — зависит от уровня поставленных задач, от типа вашей личности, вашего возраста, давности симптома (если такой есть), а также от того, как глубоко вы готовы меняться. Я провожу:
Если это длительное консультирование, то на первой встрече, мы договариваемся, что первые семь консультаций будут диагностическими. За это время я определяю что с вами происходит, смотрю динамику улучшений. Каждая из этих встреч имеет психотерапевтический эффект. А еще за это время мы проверяем насколько подходим друг другу. После прохождения этого периода мы либо завершаем психотерапию, либо продлеваем договор в зависимости от того, что вы хотите получить в результате нашей работы.
4. Пространство встречи — на всем протяжении курса психотерапии должно быть одинаковым. Так мозг запомнит его и не будет каждый раз тратить время на то, чтобы освоиться в новом месте.
5. Плата за психотерапию — происходит после консультации. Бесплатно отменить или перенести консультацию можно за 4 часа до ее начала. Если вы это делаете позже, то консультация оплачивается полностью. Если я отменяю или переношу консультацию менее чем за 4 часа до ее начала, то следующая консультация проходит бесплатно.
Если вы опаздываете, то, время сеанса укорачивается на то время, на которое вы опоздали, при этом консультация оплачивается полностью. Если я опаздываю, то, время сеанса продлевается на то время, на которое я опоздала в этот же день или добавляется к следующему сеансу.
Если вы переносите или отменяете время или дату консультации два раза подряд или два раза подряд нарушаете устную или письменную договоренность о процессе консультирования (контракт), наша совместная работа на этом заканчивается. Я в этом случае имею право расторгнуть соглашение в одностороннем порядке.
Я вправе отказать в назначенной встрече, если вы по тем или иным причинам не оплатили предыдущую встречу.
Иногда для положительного эффекта от психотерапии необходима оплата нескольких консультаций сразу. В этом случае мы договариваемся с вами о таких условиях заранее. Я предупреждаю, что если вы не приходите на заранее оплаченные консультации, я не возвращаю за них деньги.
При длительной психотерапии цена сеанса может меняться, но не чаще, чем 1 раз в год. Я пересматриваю цены в начале января каждого года.
Если вы затянули время встречи свыше 60 минут или ранее оговоренного времени, я вправе потребовать дополнительную оплату этого времени.
Если это семейные консультации, то иногда для положительного эффекта мне необходимо приглашать второго специалиста — ко-терапевта. Это может быть психотерапевт, психолог или клинический психолог. Стоимость услуг этого специалиста оговаривается отдельно. Выбор такого специалиста осуществляет психотерапевт. Плату за работу этого специалиста клиент осуществляет самостоятельно.
Иногда для уточнения состояния мне будет необходимо направить вас к врачу или специалисту смежных областей. Выбор такого специалиста и плату за его работу клиент осуществляет самостоятельно.
6. Отношения между клиентом и психотерапевтом на встрече.
На консультации я отвечаю за то, что :
На консультации вы отвечаете за то, что:
7. Отношения между клиентом и психотерапевтом вне встреч.
После того как консультация завершена и мы подвели итог, я даю домашнее задание, которое вы выполняете вне встреч. В следующий раз мы обсуждаем домашнее задание или возникшие с ним сложности.
Вне консультаций мы отвечаем за себя и своих близких самостоятельно - и психотерапевт и клиент.
О том, можно ли писать друг другу вне встреч или созваниваться мы с вами договариваемся индивидуально. Но для максимальной эффективности терапии не должно быть контактов между психотерапевтом и клиентом вне встреч. Нельзя дарить или принимать подарки, а также проводить дружеские встречи вне психотерапии между нами.
Это очень важно, так как на встрече я нахожусь в роли психотерапевта. Я инструмент — фонарик на ваших ключах и помогаю найти замочную скважину от закрытой двери, за которой кроется решение задачи.
На встрече я «модель вашего близкого человека». Это значит, что мы с вами создаем ситуацию и условия встреч, но при этом сохраняем настоящие чувства и эмоции. В этом заключается магия психотерапии. Моя личность помогает вам освоить полезные навыки общения и поведения, которые вы сможете применить в реальной жизни и в реальных отношениях.
А когда консультация заканчивается, я превращаюсь в тыкву, как в сказке «Золушка». Я становлюсь Дарьей Суслопаровой: женщиной, женой, другом, дочерью. Кем угодно, только не психотерапевтом. И если вы будете со мной общаться вне консультаций ваш мозг автоматически будет перемещать меня в роль знакомой или друга, а магия психотерапии разрушится. На сеансе вы уже не сможете меня воспринимать как “психотерапевта”.
8. Отношения между психотерапевтом и родственниками клиента.
Я не передаю информацию третьим лицам о содержании консультаций. Исключение составляет работа с супервизором. Супервизор — специалист, который помогает мне улучшать процесс консультирования.
9. Отношения с заказчиком психотерапии, если это не сам клиент.
Если вы оплачиваете психотерапию за родственника, но сами в ней не участвуете, то у вас есть возможность придти на одну ознакомительную консультацию совместно с родственником, при условии, что он будет на это согласен. На ознакомительной консультации вы сможете задать организационные и уточняющие вопросы. Я не смогу рассказать вам содержание индивидуальных консультаций, но смогу рассказать о том, как я работаю.
Безусловное принятие и эмпатия — так я отношусь ко всем клиентам. Неважно с какой проблемой или жизненной ситуацией вы ко мне обращаетесь. Я принимаю вас таким, какой вы есть.
Мне не важно сколько вам лет, какой у вас пол, цвет кожи, религия, ваши предпочтения и убеждения, если это не запрещено законодательством РФ. Я не навязываю свои представления о мире и не пытаюсь убедить, что ваши решения, выбор и стиль жизни неправильные. Если что-то беспокоит, то мы вместе это решим.
Открытость каждого из участников. Я человек, у меня есть свои чувства, эмоции, мысли и желания, вы у меня можете вызвать те или иные чувства или эмоции, я могу о них проинформировать. Но это не значит, что я вас осуждаю. Вы можете поступать также. В процессе психотерапии могут возникать недовольства, тревога, напряжение или даже злость. Эти чувства естественны для данного процесса, ведь терапия временами поднимает сильные эмоции: положительные и отрицательные, которые были заблокированы в течение жизни и не имели возможности выхода.
100-процентная ответственность каждого из участников — вы сами отвечаете за свои поступки, действия и поведение. Я поступаю также. За хорошие результаты, успехи и победы, а также за возможные проблемы, напряжение и недопонимания отвечают оба участника процесса. Если это семейная терапия, то задача по ответственности увеличивается пропорционально количеству участников процесса.
Мои действия и слова как психотерапевта-консультанта носят рекомендательный характер. У меня есть задача помочь, но нет задачи убедить. Вы свободны в вашем выборе и сами несете ответственность за свою жизнь. Когда я озвучиваю вам версию того, что происходит, это в первую очередь моё предположение, с которым вы можете соглашаться и брать или отказываться от него. В случае резкого внезапного прерывания психотерапии, я не несу ответственности за безопасность вашего психического здоровья и все события, произошедшие в вашей жизни.
Оба участника процесса обязуются не употреблять перед встречей алкоголь и сильнодействующие вещества. Это важно, потому что если вы выпили или употребили перед встречей, чтобы снять тревогу, смысла в терапии не будет. Вам нужно научиться успокаиваться без употребления веществ и алкоголя. И моя задача в этом помочь.
Реалистичность а не позитив. Я не настраиваю вас на позитивное мышление и мировосприятие, а возвращаю к реальности из мира фантазий, иллюзий и ошибок мышления. Это поможет более реалистично оценивать себя и других людей. Я — ваше зеркало правды, если хотите.
Позиция психотерапевта — мягкая легальная директивность. Это значит, что я отвечаю за то, чтобы сессия прошла структурировано и вы получили максимум пользы. Поэтому иногда я могу вас мягко прервать и попросить вернуться к какой-то мысли или действию. Буду задавать уточняющие вопросы, давать домашние задания и спрашивать о их выполнении. Давать обратную связь и корректировать вас, если увижу, что ваши действия мешают вам адаптироваться. И это не значит, что вы плохо себя ведете. Это значит, что для решения вашей проблемы нужны другие поступки.
Акцент на настоящем и ориентация на будущее. В процессе психотерапии важно находиться здесь и сейчас, планировать будущие поступки и совершать их. Мы можем вернуться к событиям прошлого, если это необходимо для решения заказа, но лежать на кушетке и годами вспоминать ваше детство, как в кабинете у психоаналитика вы не будете.
Инструментальность. Я работаю в клиническом подходе. Это значит, что я использую рабочие и научно обоснованные методики. При необходимости, я могу привлечь дополнительных специалистов. Это может быть врач, ко-терапевт или ассистент, который дополняет и улучшает качество психотерапии, а также может помочь смоделировать упражнение или провести нужную методику. Стоимость и длительность такой сессии оговаривается отдельно в зависимости от участия конкретного специалиста.