В этой статье я расскажу вам, какие убеждения позволяют нам чувствовать себя хорошо, и какие потребности скрываются за этими убеждениями.
Существует 5 базовых эмоциональных потребностей. К ним относятся:
Если у ребенка в детстве удовлетворяются эти базовые эмоциональные потребности, то формируются помогающие убеждения и представления, которые позволяют объективно воспринимать то, что происходит вокруг. Человек, у которого есть эти убеждения видит себя и мир такими как есть и действует адекватно (адаптивно). Это приводит к тому, что он чаще добивается успеха в том, и чувствует себя хорошо.
Существует 14 помогающих убеждений (позитивных схем). Их описал Джон Филип Луис.
В отличие от Джеффри Янга, который описал мешающие убеждения (ранние дезадаптивные схемы), Louis не разделил их на группы. Поэтому я сама для удобства поделила убеждения на 5 групп. Каждая группа соответствует какой-то удовлетворенной потребности.
На этом рисунке изображены эмоциональные потребности и те группы убеждений, которые возникают у человека, если потребности удовлетворяются.
Группы убеждений сходны по смыслу с эмоциональным потребностями. То есть, человек в чем-то нуждался, получал это, и в результате у него сформировалось стойкое убеждение о том, что его потребности нормальны, он сам может быть разным и мир бывает разным.
Если у человека удовлетворяется потребность в надежной привязанности, он чувствует, что у него есть надежный взрослый, который может его принять, полюбить и защитить, то у него формируются убеждения о том, что у него есть союзники и он «свой».
К группе «связь и принятие» относятся:
Если у человека удовлетворяется потребность в самостоятельности, то у него формируется ощущение «я могу». Он чувствует, что может сам управлять своей жизнью. Ощущает свою компетентность — уверенность в том, что он может принять правильное решение.
К группе «здоровая автономия» относятся:
Если у человека удовлетворяется потребность в самоконтроле, то у него развиваются реалистичные представления о себе и мире, он может эмпатически учитывать позицию других людей и прислушиваться к их потребностям. Он может планировать свою жизнь и выполнять даже рутинные, неинтересные дела, если видит в них пользу.
К группе «реалистичные границы» относятся:
Если у человека удовлетворяется потребность в самовыражении, то он понимает, что его потребности важны, может свободно и без стыда заявлять о своих желаниях и нуждах. Он внимательно и бережно относится к своему физическому и психическому здоровью.
К группе «забота о себе» относятся:
Если у человека удовлетворяется потребность в спонтанности, то он понимает, что имеет право играть и веселиться, может быть креативным и гибким. У него формируется реалистичные представления о себе. Он не думает, что должен быть сверхчеловеком-роботом, который не нуждается в отдыхе и веселье и все время работает. У него нет жестких стандартов. Он ощущает радость и любопытство, когда в жизни происходят перемены.
К группе «эмоциональная открытость» относятся:
Помогающие убеждения можно сформировать в любом возрасте. Для того чтобы они появились, нужно найти эмоциональные потребности и удовлетворить их. Чтобы эффект был максимальным, старайтесь удовлетворить все потребности понемножку, чтобы не вышло перекосов.
Пробуйте строить отношения, находите людей близких по духу, принимайте самостоятельные решения, старайтесь поставить себя на место других, соблюдайте общественные правила, заботьтесь о себе и своих потребностях, позволяйте себе и людям ошибаться, будьте спонтанны и веселитесь там, где это уместно.
Все это можно сделать самостоятельно, с помощью понимающих и любящих людей или с помощью психотерапевта, который знаком с когнитивно-поведенческой психотерапией или схематерапией.
Список литературы:
Янг, Клоско, Вайсхаар: Схема-терапия. Практическое руководство. 2020 г.
Арнуд Арнтц, Гитта Якоб: Практическое руководство по схема-терапии 2016 г.
Схемы: дезадаптивные и позитивные
Еще статьи по теме:
Ссылка на статью «18 убеждений, которые мешают жить»