В этой статье я вам расскажу, что такое эго-состояния и интроекты, какие они бывают, как влияют на нашу жизнь и как ими управлять.
Эго-состояния — это роли, которые мы усваиваем в течение жизни. Это состояние нашей личности, которое отвечает за то, как мы реагируем и ведём себя в настоящий момент. Этот термин из транзактного анализа, психологического метода, который описывает и анализирует поведение человека.
Основные роли — ребенок, взрослый и родитель, они есть у каждого из нас. Но ролей может быть больше: супруг, коллега, профессионал, дисфункциональный персонаж и тд. Это дополнительные состояния, их может быть до 100.
Внутренний ребёнок, взрослый и родитель обычно выглядят как люди. Остальные роли могут быть другого пола, возраста или даже существами другого вида.
Отличие этих ролей от реального пола, возраста или вида никак не связано с ориентацией или психическими расстройствами. Это зависит от воображения и самовосприятия.
Это роль, которая нам знакома с детства. Когда мы находимся в этом состоянии, мы реагируем и ведем себя как дети. Наш внутренний ребенок отвечает за эмоции и хотелки. Если внутри вас возникает мысль «хочу», скорее всего вы сейчас находитесь в этом эго-состоянии.
Можно выделить несколько подтипов состояния внутреннего ребёнка:
Спонтанный ребенок отвечает за творчество, исследование нового, импульсивные решения и игровое поведение. Он испытывает радость, азарт, любопытство, храбрость и оптимизм. Он уверен в своих силах, эмоционально наполнен и обладает здоровым интересом к себе и миру.
Рассерженный ребенок отвечает за агрессию, манипуляции, истерики, топанье ногами и упрямство. Он испытывает гнев, ярость, ненависть, сопротивление, раздражение и обиду. А также ощущает себя особенным, всемогущим, «ему это можно». Он недостаточно себя контролирует.
Послушный ребенок ведет себя прилично. Он отвечает за зависимое, покорное поведение и самопожертвование. Его поведение направлено на других, поскольку он хочет получить одобрение. Он ощущает беспомощность, уязвимость, неуверенность в своих силах, неуспешность.
Тревожный ребенок отвечает за сверхбдительное или избегающее поведение. У него жесткие и высокие стандарты. Он придирчив и требователен к окружающим. Ощущает беспокойство, тревогу, панику, страх. Испытывает желание спрятаться, подавляет эмоции.
Одинокий ребенок отвечает за ощущение покинутости. Он ожидает жестокого обращения по отношению к себе и поэтому не доверяет окружающим. Ему не хватает тепла и заботы и защиты. Он чувствует грусть, вину, стыд и также может отвечать за чувство собственной неполноценности, будто он дефектный и не такой как все в плохом смысле.
Эту роль мы осваиваем, глядя на наших родителей или других значимых для нас взрослых: бабушек, дедушек, учителей и знакомых. Внутренний взрослый менее эмоционален, чем внутренний ребенок. Он воплощает наш инстинкт самосохранения, социальные нормы и внутренние правила.
Можно выделить два подтипа состояния внутреннего взрослого:
Заботливый родитель — наша безусловная любовь к себе. Заботливый родитель делает все, чтобы нам было комфортно, уютно, спокойно и безопасно. Он отвечает за то, чтобы мы себя кормили, поили и вовремя укладывали спать. Он любит всех внутренних детей и удовлетворяет их потребности, разрешает им баловаться и капризничать, поощряет творчество и обучение, утешает. Такой родитель следит, чтобы мы не подвергли себя опасности, но делает это мягко и может уступить.
Требовательный родитель — внутренний критик, который включается, когда заботливый родитель не справляется с разбушевавшимися детьми. Он строгий и категоричный и отвечает за самонаказание и самоконтроль. Если по какой-то причине он становится доминирующей ролью в личности человека, то может ухудшать состояния одинокого и тревожного детей, вызвать бунт у рассерженного, ограничивать поведение спонтанного и поощрять зависимое поведение послушного ребенка.
Это самая важная роль в личности человека! Без нее внутренние родители, дети и другие персонажи способны наворотить бед. Роль внутреннего взрослого приходится создавать самому и иногда с нуля, она не появляется сама по себе. Начинать ее создавать можно с 10–12 лет и продолжать до 18–20 лет. У многих люди старше 20 лет нет такой внутренней роли или она сформирована частично — это не страшно, её можно освоить в любом возрасте.
Эго-состояние взрослый не делится на подтипы. Если вам кажется, что у вас два или более внутренних взрослых, то возможно это просто дети, родители или двойники — интроекты. О них я расскажу дальше.
Внутренний взрослый — совершеннолетний, зрелый человек. Он почти не имеет эмоций, беспристрастен и справедлив. Взрослый руководствуется логикой. Его задача — управлять всеми остальными эго-состояниями так, чтобы сохранялся мир, порядок и никто из них не страдал.
Внутренний взрослый организует стол переговоров, за который рассаживает все основные личностные роли. Выслушивает хотелки от детей, предложения и наставления от родителей и принимает окончательное решение по всем вопросам.
За столом переговоров есть несколько правил:
Принятие окончательного решения должно происходить после логической проверки и оценки его важности, нужности и безопасности. Потому что, решение, принятое на эмоциях или слепого следования правилам может нанести вред.
Как я уже сказала, у нас может быть больше внутренних детей и родителей. Могут быть внутренние подростки, а так же профессии, семейные статусы и дружеские роли, которые мы освоили в течение жизни.
Профессионалы — это роли, которые мы осваиваем, когда работаем в какой-то профессии или имеем какую-то специальность. Они отличаются тем, что имеют специфические навыки и рассматривают мир через призму своей специальности.
Очень важно следить за тем, чтобы профессионалы не пытались заместить внутреннего взрослого.
Если человек все время находится в роли профессионала, то у него сначала возникает процесс профессиональной деформации, а затем и процесс выгорания.
У него не остается времени на свою личную жизнь, а внимание сосредотачивается на рабочих моментах.
Например, человек-айтишник будет везде видеть только технику и программы, а людей воспринимать как пользователей. Человек-врач будет видеть не людей, а пациентов и обращать внимание на симптомы и признаки заболеваний. Человек-хозяйка будет везде видеть грязь и отсутствие порядка, а людей воспринимать, как детей, о которых нужно заботится.
Дисфункциональные состояния — еще один вариант внутренних ролей. Например, это могут быть: «алкаш Валера», «наркоман Геннадий», «самоповреждатель», «ведьма обжорства», «Халк крушить» и другие внутренние состояния, которые наносят личности вред.
Если вы нашли в себе такую вредную роль, то ваш внутренний взрослый должен внимательно к ней отнестись.
Первоначально за этими персонажами скрываются детские эго-состояния с их неудовлетворенными потребностями. Но если дисфункциональное поведение длится долго, то они могут становиться отдельными и самостоятельными.
Вам необходимо обнаружить истинную неудовлетворенную потребность. Найти того недовольного, обиженного, одинокого или испуганного ребёнка, который создал себе эту защитную роль и спросить, что ему нужно?
Важно! Если у вас есть дисфункциональные состояния, и вы чувствуете, что самостоятельно справиться с ними не получается, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
Интроекция — это психологическая защита. Этот термин используется в таких направлениях психотерапии, как гештальт и психоанализ.
Процесс интроекции происходит, когда человек включает в свой внутренний мир чужое видение мира или намеренно создает что-то в своем воображении. Такие включения называют интроектами. Интроекты бывают злыми и добрыми.
Злые интроекты похожи на вирус, потому что стремятся захватить нашу личность и управлять нашим поведением. Они формируются, когда мы принимаем чужое мнение на веру. Мы как бы проглатываем куски чужой реальности. При этом не подвергаем их осмыслению и критике.
Злым интроектом может быть образ какого-то реального человека, который мы создали в своей голове. Это может быть родственник, учитель, тренер, начальник, партнёр, супруг и тд. Образ этого человека начинает замещать нашего собственного внутреннего родителя или нашего внутреннего взрослого.
Чтобы такой интроект негативно не влиял на нашу личность, наш внутренний взрослый должен его найти и подвергнуть критике все что он скажет.
Если чужой образ находится с нами давно, то он будет сопротивляться, пытаться обидеть внутренних детей. Внутренний взрослый может поместить такого «чужого» в изолятор, отдельную воображаемую комнату, создать воображаемого защитника или попросить внутреннего ребенка игнорировать попытки контроля со стороны интроекта. Взрослый так же должен контролировать, чтобы интроекты не имели права голоса за столом переговоров.
Отдельные фразы и оценочные суждения тоже могут причинять нам вред. Особенно те, которые критикуют нас или заставляют чувствовать себя ущербными. Опасность в том, что мы верим в них. Эти слова для мозга на 100% реальны. Их обязательно надо проверять на правдивость и реалистичность.
Примеры фраз-интроектов, которые могут нам приносить дискомфорт и страдания.
Правила, установки и долженствования тоже могут быть злыми интроектами и приносить вред, даже если они несут положительный смысл. Когда мы бездумно используем какие-то установки, наша реакция на мир становится жесткой, бескомпромиссной и неподвижной. И мы хуже адаптируемся, поскольку оказываемся их заложниками.
Например, у человека, который верил, что «смерть это ужасно», умирает близкий родственник. Он не может это пережить и смириться с утратой, так как внутри него есть эта установка. У него повышается шанс заболеть посттравматическим стрессовым расстройством. А ведь изначально эта установка была призвана защищать человека и поддерживать его инстинкт самосохранения.
Добрые интроекты — это выдуманные сущности, существа и персонажи которые человек намеренно создает в своем воображении. Они могут нас развлекать, защищать или помогать выражать чувства.
Мы можем целенаправленно создать себе кого-то, для защиты. Это может быть человек, животное или мифическое существо. Как, например, этот дракон-защитник.
Все персонажи из мультфильмов и книг тоже интроекты. У меня, например, есть персонаж, которого я придумала ещё в старшей школе, когда скучала на уроке английского и мечтала стать мультипликатором. Этого персонажа зовут Птиц. Вы можете его увидеть в статьях. Птиц помогает мне изображать эмоции и отражать мое видение мира.
Ещё относительно безобидным интроектом может быть сценический образ. Если, например, человек профессиональный актер, он намеренно создает персонажа, и отыгрывает его роль.
Очень важно, чтобы такой образ тоже оставался под контролем внутреннего взрослого. Иначе он может слиться с личностью актера и будет сложно понять, где сам человек, а где персонаж.
Эго-состояния напрямую влияют на нашу работоспоссобность. Наверняка вы замечали, что некоторая деятельность кажется нам интересной. Ее мы выполняем с радостью. А другая кажется скучной, тогда мы все делаем через силу. Такая разница в ощущениях может возникнуть, если эго-состояния договорились или не договорились между собой.
Чем больше эго-состояний вовлечено в нашу деятельность, тем лучше. Когда работа кажется нам интересной и мы её выполняем легко — все эго-состояния действуют слаженно. Наши внутренние потребности реализуются настолько, что это приносит радость и спокойствие.
Если же работа нам не нравится, мы её откладываем или выполняем нехотя, возможно кто-то из эго-состояний недоволен и внутренний взрослый не смог с ним договориться.
Саботаж может произойти и если в работу вмешивается интроект. В этом случае человек, например, может заниматься не тем, чем ему хочется, а тем, что ему навязали другие люди.
Самый лучший вариант, когда все внутренние дети, родители и взрослый решают одну и ту же задачу. Каждый при этом реализует свою часть потребностей: дети отвечают за творческую часть, родители за безопасность и дисциплину, а взрослый за согласованность действий и внимательность к себе и к выполняемой работе.
Эго состояния так же влияют на наше общение и межличностные отношения. Одной из причин сложностей и непонимания в общении могут быть несочетающиеся эго-состояния из которых люди разговаривают друг с другом.
Диалог не может состоятся, когда оба участника разговора в одинаковой позиции. Например, если оба в позиции ребенка, то это приведет к взаимной обиде иссоре. Если оба участника будут в позиции критикующего родителя - будет конфликт и спор.
Лучше обстоит ситуация, когда один участник находится в позиции родителя, а другой — в позиции ребенка. Диалог будет продуктивный, и такая пара людей может долго находиться вместе. Но в этом случае есть очень большой риск развития созависимых отношений.
Самый адекватный вариант общения — оба участника находятся в позиции взрослого. Другой вариант — оба участника контролируемо и осознанно выбирают эго-состояния и договариваются друг с другом, кто может быть ребенком, а кто взрослым.