В этой статье я расскажу об основных признаках пограничного расстройства личности.
Важно! Дальше в тексте я буду использовать термин «пограничник» для удобства и сокращения. Ничего обидного я в него не вкладываю. Я очень рада, что вы доверились мне и читайте то, что я пишу.
Если у человека в течение двух лет и более сохраняются данные симптомы, то стоит обратиться к психиатру на предмет диагностики пограничного расстройства личности. Симптомы должны проявляться в нескольких личных и социальных ситуациях. Если они возникают в какой-то конкретной ситуации или эпизодами, то это может быть нормальная реакция на обстоятельства. Симптомы не должны быть связаны с непосредственным действием лекарств или химических веществ, и их нельзя объяснить другим психическим расстройством или заболеванием. У детей и подростков расстройство личности не диагностируют, потому что их психика ещё формируется.
Человек с ПРЛ постоянно чувствует себя не в безопасности. Чтобы предугадать обстановку и обеспечить безопасность мозг использует защитный механизм — черно-белое мышление. Мозг упрощает реальность и делит ее на фрагменты. Из-за этого пограничник не может воспринимать реальность целиком.
Оценивая происходящее, человек с ПРЛ все время находятся в одном из крайних положений и не может привести противоречивые установки к общему знаменателю.
Как будто «существует только черное или только белое, а серых и разноцветных оттенков не бывает» и при этом «невозможно,чтобы черное и белое существовали одновременно, должно быть что-то одно».
Черно-белое мышление сочетается с другой психологической защитой — идеализацией и обесцениванием, когда сначала объект или человек кажутся пограничнику идеальными, а потом наступает разочарование и обесценивание.
Идеализация в норме есть у детей и нужна психике для того, чтобы безоговорочно доверять родителям и выживать, пока не хватает собственного опыта. А обесценивание в норме возникает в подростковом периоде, чтобы мы могли отделиться от родителей, признать мир несовершенным и сформировать самостоятельность. Но если эти механизмы остаются у взрослого, то они мешают приспосабливаться и становятся частью ментального расстройства.
Например, пограничник может быть уверен, что он или идеальный, или ужасный. Если не удалось выполнить задачу с первого раза — то он неудачник; а если добился желаемого немедленно, то он классный. И он не может объединить эти противоречивые установки, и понять, что может быть разным.
При повседневном поведении человек с ПРЛ также впадает в крайности. Одной из крайностей поведения является мнимая компетентность. На людях пограничник старается выглядеть более успешным, чем он есть на самом деле и делает вид, что все хорошо, когда на самом деле оно плохо.Пограничник может ощущать внутри бурю и боль, но сообщает об этом другим людям совершенно спокойно и даже с улыбкой. По этой причине не стоит ориентироваться на мимику человека с ПРЛ, она может не соответствовать его внутреннему состоянию.
Выученная беспомощность — это другая крайность в поведении при ПРЛ. В этом случае человек с активно привлекает других людей к решению своих проблем, стараясь убедить их в том, что он совершенно беспомощен.
Из-за того, что человек с ПРЛ не может воспринимать себя целиком и обладает черно-белым мышлением, он не понимает кто он, какие у него интересы, ценности, потребности и т. д. Из-за чувства неопределенности пограничники испытывают сложности с самооценкой, часто меняют места учебы, работу, сферы деятельности, увлечения, свой внешний вид, партнеров и даже места проживания.
Люди с ПРЛ очень интенсивно реагируют на любые, даже незначительные события. При этом эмоции, мало того что очень заряженные и яркие, так еще и часто сменяют друг друга. Это похоже на взрывы или калейдоскоп из фейерверков.
От хорошей новости человек с ПРЛ впадает в эйфорию, а от плохой может испытать глубочайшее уныние. У людей с ПРЛ могут быть десятки резких перепадов настроения в день, это выматывает их и окружающих.
Так происходит из-за того, что у человека с ПРЛ по особенному работает отдел мозга, отвечающий за эмоции — лимбическая система. Она очень чувствительная и восприимчивая. А еще, если от рождения у человека есть большая потребность в теплоте и общении, но с помощью обычных поступков не получалось добиться внимания со стороны взрослых, то у него сформировалась установка, что «внимания заслуживают только очень серьезные проблемы и самые интенсивные эмоции». Поэтому люди с ПРЛ могут преувеличивать проблемы и выдавать только яркие эмоции. Не из вредности, а потому что их психика так защищается.
У человека с ПРЛ недостаточно развита способность регулировать собственные эмоции. Из-за противоречивых установок он или отрицает их и старается ничего не чувствовать, или теряет над эмоциями контроль, взрывается и впадает в аффект — кратковременное очень яркое эмоциональное состояние, которое изменяет сознание и приводит к необдуманным действиям. Также из-за страха отвержения и эмоциональной нестабильности человек с ПРЛ может испытывать сильный гнев даже по незначительным поводам.
Люди с пограничным расстройством личности стремятся любой ценой избежать реального или воображаемого отвержения.
Так происходит, если от рождения у человека была большая потребность в теплоте и общении, но не было надежного взрослого, с которым он смог бы сформировать доверительные отношения и научится создавать здоровую эмоциональную привязанность и здоровые межличностные отношения.
В результате у пограничника возникают убеждения, что «люди его обязательно отвергнут; он никому не нужен». Пограничник будет очень хотеть близких отношений и, одновременно, будет бояться их потерять.
А если пограничник посчитает или хотя бы заподозрит, что значимый человек его отвергает, то испытает панику и ярость. Будет прилагать все усилия, чтобы избежать разрыва.
В ход могут пойти как здоровые элементы общения, такие как попытки договориться, забота и внимание, так и патологические, как манипуляции, взрывы эмоций, крики и демонстративное поведение. Пограничник будет всячески стараться привязать к себе этого значимого человека. И это может приводить к созависимым отношениям.
Люди с пограничным расстройством личности проявляют импульсивность и несдержанность в поведении. Так происходит, потому что у пограничников есть врожденная предрасположенность к импульсивному поведению — потребность в поиске новизны и недостаток врожденной усидчивости, чтобы себя контролировать. И если эти врожденные черты сочетаются с недостатком воспитания, то самоконтроль не формируется.
У пограничника возникает убеждение, что «он особенный, обладает привилегиями, а все его желания должны быть выполнены немедленно». Такое убеждение может приводить попыткам немедленно реализовать свои желания и привлечь к себе внимание окружающих. Из-за отсутствия навыков саморегуляции пограничник может действовать импульсивно и необдуманно.
Например, он может спонтанно набить себе татировку, потратить всю зарплату в день ее получения, влезть в драку, прыгнуть с парашютом, поехать автостопом в незнакомый город, покрасить волосы в яркий цвет, или на спор побриться налысо.
Люди с ПРЛ постоянно испытывают чувство пустоты, они неусидчивы, быстро начинают ощущать скуку и часто переключаются с одной деятельности на другую. Иногда эту пустоту описывают, как черную дыру в груди или воронку.
Если начать разбираться, то пустота и скука оказываются чувством покинутости, тоской, отвращением, ощущением собственной дефектности, нереализованными эмоциональными потребностями, нарушенной самоидентификацией, а также эпизодами самообесценивания и много чем ещё.
Стыд и самонаказание — основной регулятор поведения при ПРЛ. Из-за отсутствия навыков саморегуляции и самопомощи, постоянного страха отвержения и чувства пустоты и черно-белого мышления пограничники не сопереживают себе, не позволяют себе быть спонтанным и расслабленным, не используют позитивные способы самомотивации, такие как забота о себе и поощрение. Вместо этого они используют самообвинение, самонаказание. Отсюда и тяга к саморазрушению (аутодеструкции), самоповреждению и суицидальному поведению.
Обычно происходит так: пограничник берется за какую-то задачу и, естественно, выполняет ее неидеально (поскольку идеально выполнить что угодно в принципе нереалистично). И в этот момент у пограничника возникает страх отвержения и ощущение, что все пропало. После этого он чувствует отвращение к себе, обесценивает все усилия и результаты и прибегает к самонаказанию в виде аутодеструкции и суицидального поведения.
Пограничник также может прибегнуть к различным способам аутодеструкции и совершать суицидальные попытки, чтобы избежать неприятных чувств, уйти от реальности или как неконструктивный способ избежать отвержение и привлечь внимание значимого человека.
Вариантов аутодеструкции очень много. Человек может стричь волосы, красить их в яркие цвета, набивать татуировки, делать пирсинг, расцарапывать и шрамировать себя, заниматься опасной (адреналиновой) деятельностью, специально ходить ночью по подворотням, пить горький кофе, употреблять алкоголь и наркотики, курить, заниматься незащищенным сексом, передать, играть в азартные игры, перерабатывать на работе, заниматься криминалом и многое другое.
Виды суицидального поведения также могут быть различными: от словесных угроз и импульсивных эмоциональных поступков до обдуманных рассчитанных планов.
По статистике завершенное самоубийство происходит в 8–10% случаев ПРЛ.
Также из-за страха отвержения, импульсивного поведения или в качестве самонаказания, человек с ПРЛ может саботировать себя, когда уже почти достиг результата в той или иной деятельности.
Например, пограничник может бросить школу или институт незадолго до окончания, уволится с работы за несколько недель до повышения, разрушить отношения с любимым человеком.
Несмотря на сильную эмоциональную привязанность к значимому человеку и высокую потребность в теплоте и принятии, люди с ПРЛ импульсивны, испытывают перепады настроения, идеализируют и обесценивают себя и людей, ощущают стыд, внутреннюю пустоту и испытывают потребность в самонаказании. А поэтому у них возникают сложности в личных и любовных отношениях. Вдобавок они могут совершать различные действия, в том числе и вступать в интимные отношения с несколькими людьми, «перескакивать» из отношений в отношения.
ПРЛ называется пограничным, потому что считается, что оно занимает промежуточное положение между состоянием здоровой психики и болезнью. Есть мягкая, умеренная и выраженная степень этого расстройства. Человек с ПРЛ может находиться в ремиссии или в состоянии обострения (декомпенсации).
В состоянии эмоционального возбуждения у пограничника могут возникать эпизоды «отключения чувств» и измененного восприятия себя и реальности (диссоциативные симптомы). А в фазе обострения пограничного расстройства личности человек может быть излишне подозрительным (у него могут возникать преходящие, связанные со стрессом параноидальные идеи). Или в состоянии декомпенсации человек с ПРЛ может испытывать кратковременные галлюцинации.
Важно! Не занимайтесь самодиагностикой, если у вас есть сомнения по поводу самочувствия, обращайтесь за помощью к специалисту.
Список литературы:
ICD10 F60.3 Emotionally unstable personality disorder
Diagnostic and statistical manual of mental disorders (DSM-5)301.83(F60.3)Borderline personality disorder
Стивен Стал: Основы психофармакологии.Теория и практика. Перевод с английского под редакцией Дамира Криницкого 2019г.
Kaplan and Sadock's Comprehensive Textbook of Psychiatry (2 Volume Set) 10th Edition 2017г.